Четверг, 28.03.2024, 23:45
Luch.ucoz.ru

ГлавнаяРефераты | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
География [3]
Физика [5]
Математика [2]
Химия [1]
История России [1]
Биология [3]
Литература [2]
Украинская литература [6]
Астрономия [9]
Всемирная история [1]
История Украины [4]
Изобретения [4]
Небольшой опросик
Чего не хватает на сайте?
Всего ответов: 50
Помогите проекту
Мы всячески пытаемся сделать наш сайт лучше, удобней, проще..
Но для этого нужны немалые средства.
Поэтому, если Вы желаете помочь нам, бросьте монетку нашей хрюше:

Она обязательно скажет вам спасибо!:)
Администрация благодорит вас за помощь!
Обмен ссылками
По поводу размещения здесь ваших ссылок, пишите в "Связь с администрацией"
Главная » Статьи » Рефераты » История Украины

Образование, литература, книгоиздания
Образование, литература, книгоиздания.

1. Образование школьников. В первойполовине XVII в. на украинских землях продолжала развиваться школьнаяобразование. Основным типом учебных заведений, где получали образование дети украинскиймещан, казаков и духовенства, были славяно-греколатинськи школы. Эти школы, какпрежнему учреждались при братствах. В начале XVII в. в Украиненасчитывалось около 30 братских школ. В 1615 г. возникла школа при Киевском,в 1620 г. - Луцком, в 1636 г. - Кременецком братствах.

В братских школах работали известные педагоги, ученые идеятели культуры. Так, ректорами Киевской братской школы были будущийправославный митрополит киевский Иов Борецкий, ученыйи писатель-полемист МелетийСмотрицкий, Поэт и церковный деятель Кассиан Сакович.Ее преподавателями были белорусский просветитель Савва Андреевичи известный православный богослов Захария Копыстенский.

Осенью 1631 г. в Киеве появился еще один учебныйзаведение. В Киево-Печерской лавре архимандрит П. Могила основал школу(«Гимназион»). По своей программе обучения она напоминала иезуитские коллегиумы,которые в тогдашней Европе по качеству образования считались лучшими.

В первой половине XVII в. в Украине рослаколичество иезуитских, протестантских и грекокатолической учебных заведений.В 1608 г. иезуитские коллегиумы были открыты во Львове и Луцке, в1615 - В Гуменном на Закарпатье. Протестантские школы существовали в Гоще,Берестечко, Хмельнике, Крылову и Панивцах. Школу высшего типа протестантыосновали 1638 в Кисилин на Волыни. По образцу иезуитских коллегиумовгрекокатоликов были организованы василианские школы в Бресте, Владимире-Волынском,Шаргороде и Холме.

2. ОбразованиеКиево-Могилянского коллегиума. Деятельность «гимназион» П. Могилы вКиево-Печерской лавре вызвала беспокойство Киевского братства, которому не нравиласьего сходство с иезуитскими коллегиумами. В 1632 г. было достигнуто согласиеоб объединении братской и лаврской школ. Новое учебное заведение, покровителемкоторого был П. Могила, получил название Киево-Братского, илиКиево-Могилянского коллегиума. Впоследствии его сталиназывать академией за высокий уровень преподавания.

В Киево-Могилянской коллегииполный курс обучения составлял 12 лет и делился на семь классов («школ»). Вподготовительном классе-фаре и трех низших классах - инфими, грамматике и синтаксимиизучали предметы цикла «семи свободных наук», церковнославянский, греческий и латинскийязыка. Следующие две - поэтики и риторики - были средними. Преподавание в нихосуществлялось преимущественно на латинском языке. В поэтике учеников знакомили с различнымижанрами поэзии и основами виршоскладання. В риторике они овладевалиискусством составления речей и написания писем.

Высшую ступень обучения ученики коллегиума добывали вдвухгодичной «школе философии» и четырехлетней «школе богословия». Учащихся этихклассов называли спудеями (студентами).

Как и тогдашние европейские университеты, Киево-Могилянскийколлегиум имел свои школифилиалы, работавших по его программе в Виннице иКременце. Преподавателями коллегиума были выдающиеся тогдашние ученые и просветители,частности Сильвестр Коссов, Иосиф Кононович-Горбацкий, ИннокентийГизель, Епифаний Славинецкий и другие.

3. Литература. В первойполовине XVII в. в Украине продолжала развиваться полемическая литература.Так, в начале века появился историкополемичний памфлет «Предостережение».В нем неизвестный автор ярко рисует преследования православныхкатолическим и грекокатолической духовенством. Он с большой симпатиейотносится к культурноосвитний деятельности братств, усматривает в развитиишкол важное средство борьбы с окатоличивания и полонизацией украинский.

Выдающимся писателем-полемистом был М. Смотрицкий. Первое место среди его полемических произведений занимает«Тренос» («Плач»). В нем в образе оскорбленной матери-вдовы Смотрицкийизобразил украинский народ, страдавший от социального, национального и религиозногоугнетения.

Одной из интереснейших памятников летописания первымполовины XVII в. был Густынский летопись, получивший название по Густынскиммонастырем вблизи Прилук, где было создано его единственную сохранившуюся колею. Ученыепредполагают, что летопись составил около 1623-1627 гг С.Копыстенский. Используя большое количество исторических источников, авторрассказывает о событиях от древних времен до 1597 В летописи помещены отдельныетематические рассказы о возникновении казачества и Брестскую церковную унию.

В этот период были созданы и другие летописи, в частности Киевская летопись, Острожский летопись, Львовская летопись. Летописныезаписи велись в Густинской, Межигорском и других монастырях.

В первой половине XVII в. в Украине также получилиразвития такие литературные жанры, как ораторско-проповедническая проза, мемуарнаяпроза и поэзия. Ораторськопроповидницька проза включала произведения с толкованиемевангельских текстов и нравоучений. Самым выдающимся проповедником был Кирилл Транквилион-Ставровецкий (Зизаний), автор произведений «Зерцалобогословия »,« Евангелие Учительное »и« Перло многоценное ». Одним из первыхпроизведений украинской мемуарной прозы стали воспоминания киевлянина Богдана Балыки «О Москве и о Дмитрии, царька московскоголожного », рассказывающие о походе польского войска на Москву в1612

Термины и понятия

Мемуары - Автобиографические записки в форме воспоминанийо событиях прошлого их очевидца или участника.

В конце XVI - начале XVII в. возниклаполемическая поэзия. Так, в «Жалобе нищих к Богу» неизвестный автор в стихотворнойформе остро выступает против окатоличивания и полонизации православных украинский.Основателем жанра епиграмнои поэзии, стихотворных геральдических эпиграмм (гербовыхстихов), посвящений и предисловий стал Герасим Смотрицкий.

Термины и понятия

Эпиграмма - Короткая стихотворная характеристика предмета,пожелание, острота т.д.

Среди поетивепиграмистив этой эпохи известны также Демьян Наливайко, Павел и Степан Беринды, Андрей Римша, ЛаврентийЗизаний, Кирилл Транквилион-Ставровецкий (Зизаний), и другие.

С развитием книгоиздания появляются сборники стихотворныхпроизведений для декламации, написанных для выполнения школьниками во время торжественныхсобытий. В частности, 1622 Кассиан Сакович составил «Стихи на жалосний погреб ... Петра КонашевичаСагайдачного ».Хотя произведение написано в связи со смертью гетмана, по своему общему настроениюон жизнеутверждающий - прославляет мужество и храбрость воинов, защищающихродную землю от врага.

4. Книгоиздания. С развитиемкультуры рос спрос на книги, что способствовало развитию книгоиздания. В первойполовине XVII в. активно действовала типография Львовского Успенскогобратства, которая была настоящей школой для целой плеяды украинскихпечатников. Здесь было выдано грамматику греческой и церковнославянского языков, сборникистихов, драматических произведений на украинском языке.

Крупнейшей в тогдашней Украине стала Киево-Печерскаятипография, основанная архимандритом лавры Елисеем Плетенецким.Среди первых ее изданий были «Часослов» и сборник праздничных служб «Анфологион».В Киеве появляются первые частные типографии, основанные мещанами СпиридономСоболем и Тимофеем Вербицким. В Украине начали действовать также странствующие (передвижные)типографии, которые, напечатав книгу в одном городе, переезжали работать к заказчикув другой город.

Всего до середины XVII в. на украинских землях вразное время действовало более 20 типографий. При этом роль типографий не ограничиваласькнигоизданием. Они были важными очагами просвещения и культуры, вокруг которыхсуществовали кружки, объединявшие деятелей культуры, ученых и высокообразованныхлюдей.

Выводы

- На протяжении первой половины XVII в. на украинскомземлях увеличилось количество учебных заведений, что способствовало ростуколичества образованных людей.

- Киево-Могилянский коллегиум был новым учебнымзаведением высшего типа, преподавание в котором равнялось тогдашним университетам.Благодаря этому Киев постепенно превращался в культурный центр, значение котороговыходило за пределы Украины.

- Наличие разных жанров в украинской литературе первойполовины XVII в. свидетельствовало о ее поступательное развитие.

Достижения украинского книгоиздания способствовали развитиюкультуры и образования украинский, помогали им противостоять окатоличиванию иполонизации.

Категория: История Украины | Добавил: Админ (14.11.2010)
Просмотров: 1370 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Улыбнись:)
☺☺☺
Реклама


Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz