Мы всячески пытаемся сделать наш сайт лучше, удобней, проще..
Но для этого нужны немалые средства.
Поэтому, если Вы желаете помочь нам, бросьте монетку нашей хрюше:
Она обязательно скажет вам спасибо!:)
Администрация благодорит вас за помощь!
Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать
его в хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе,
суть его варьируется в зависимости от уровня развития и политики
того или иного государства.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с напряженной исторической обстановкой,
в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о
которой говорит Аристотель в одном из своих трудов:«в Лакедемоне почти все воспитание
граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные
цели». Совершенно очевидно, что государство в качестве основной
и единственной цели воспитаниявидело
создание абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие
нового поколения, физически сильного и способного к выживанию в
условиях воинственной политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный
контроль за процессом воспитания и образования. В программу обучения
вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических
навыков и моральную выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие
науки, связанные с развитием эстетической стороны души человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах
методы проведения подобной политики.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца
от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная
готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных
качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте
его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре
или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой
и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также
отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания
ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому
служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая
женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько
прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили
в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими
картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной
выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего
защитника государства: пренебрежение болью и страхом.
Существовавшая вСпарте система
образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан
в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от
15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко
просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое
запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению,
подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.
Воспитание в возрасте
от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно
преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных
качеств настоящеговоина: храбрости,
самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс
воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства
и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в
агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой,
военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который
прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать
пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих
воинов. Наиболее часто для этой целииспользовался прием «натравливания» одного отряда на другой:
когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил
для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися
драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся
и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного
числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались
как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного
контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского
государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство
в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно
единое и одинаковое воспитание,и
забота об этом воспитании должна бытьобщим, а не частным делом... Что имеетобщий интерес, тем и заниматься следует
совместно.«А поэтому, на состязания,
проводимые в гимназиях, регулярно приглашали представителей
старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени
отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На
этом основании каждый старик мог поощрить илинаказать любого из детей.И это считалось не только его правом, но
и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей
приглашали и девочек, которые своимприсутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, ихвоспитывали во все более суровых условиях.
«С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды,
босые и с обнаженной головой;летом
и зимойони носилиодну и ту жеодежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы
были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония,
исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене,
соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами
с береговЕврота, ломая его там руками.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание,
чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать
из них ловких и сильных людей. Для того чтобы прокормить себя юные спартанцы
должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость.
Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети
различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко
известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал
его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали
с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая
себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль
ни словом, ни жестом, пока неупал замертво.
Таким образом, подобные“уроки
жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли
в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые
для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько
своеобразныхэкзаменов, для того,
чтобы перейти вследующую возрастную
группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи,
на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать
все:начиная отцаря и заканчивая рядовыми членами
общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания
и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый
день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось
сражение,основной цельюкоторого было уничтожить как можно
больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами,
за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и
смекалке. Мальчикидрались ногами,
руками,грызлисьзубами, выцарапывали друг другу глаза,
нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников
в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали
или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходилик следующему экзамену - сечение у алтаря
на празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм
уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием
и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего
спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания
в терпении и выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем
богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание
было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого
стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное
презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом
празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед
алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же
и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют
их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в
этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних
или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую
оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не
выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой
будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым
устанет.»Возможно,сечениеу алтаря - это эффективный способразвития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также
и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского
воспитания.
Ввозрасте 15 лет юноши вступалив так называемый “испытательный год» своейвоенной подготовки.Начиная с этого возраста, подростки получали
право ношения оружия, которым онинаграждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии.
Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков
формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения
полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные
отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связанои хождение зимой босиком,спанье без постелей,обслуживание самогосебя безпомощи слуг, скитание ночью иднем по всей стране... что способствовало укреплению тела и
духа, ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»А чтобы максимально приблизить эту иллюзию
к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам,
закабаленному коренному населению Лаконики. Много-численные физические
упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной
тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только
физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало
у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а
вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство
и воровство считалисьдоблестью
иблагородством, побежденный неприятель
рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения.
И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли
свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным,
не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом.
Ежегодно в стране погибали сотниневинных рабов, повсюду царилтеррор, который полностью поддерживалсязаконами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу
военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к
убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным
агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего
молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей
воспитания. Основной задачей иренов былофизическое наказание младших членов
агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не
была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек
своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления
у детей. Военная идеология не требовала большой грамотностии употребления сложных фраз и оборотов
в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы.
И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста.
«Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности,
вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать
причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши
мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах
едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали
пространственные размышления».Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства
- Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости
и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее
насыщенным и трудным.
Воспитание в возрасте
от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание
несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались
только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой
готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением
старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были
опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий.
И, кроме того, начиная с этого возраста государство, впервые начинает
проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в
программу обучения теперь входят не только физические упражнения,
но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и
период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем:
молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его
занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко
ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках
и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных
и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать
свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и
набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного
образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим
всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские
юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной
акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека.
Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали
многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их
«абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно
судить по нижеприведенным фактам.
Место грамматики и музыки в системе
образования.
Обучение военным навыкам, действительно, играло ведущую
роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном
развитии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте
мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать
приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось
роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли
хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм
и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной
действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности...
а также прочих нравственных качеств». Хором пели мальчики в агелах,
мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей,
создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами
до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее
мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию».
Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие
павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических
упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования.
Таким образом, мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания
ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть
спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались
невежественными только в тех областях знаний, которые не касалисьих военно-лагерного образа жизни. В области
же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной
политикой государства (куда спартанское правительство отнесло
также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и
подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности
нельзя.
Каждый <a href='http://perfectvpn.com/ru/manuals.html'><b>vpn клиент</b></a> специально для нас. Мы стараемся сделать индивидуальный подход к Вам и Вашей ситуации. Чтобы настроить клиент VPN на ваш компьютер, выполните следующие два действия. Файлы в VPN Клиент для Windows, программное обеспечение VPN Клиент ограничивает доступ к Йор PC. Выполните следующие шаги для установки и запуска соединение VPN клиента на Windows Все компьютерных систем. Мы гарантируем целом <a href='http://perfectvpn.com/ru/manuals.html'><b>ipsec vpn клиент</b></a> и защитить Ваш серфинг. Apple является добавление L2TP/IPSec VPN клиент для предстоящей операционной системы Mac OS X Panther. Установка и др. конфигурации клиента VPN-дю-IPSEC Су Ubuntu Linux. Это первый клиент VPN с использованием стандартного протокола DTLS определения SSL / TLS.